Как помочь ребёнку слышать родителей (фото)

Вспомните, как часто вам в детстве приходилось слышать упрёки вроде:

  • “Почему я должна сто раз повторять?”
  • “Ты что оглохла?”
  • “Почему я должна кричать на тебя?”
  • “Как об стенку горох…”

от своих мам и бабушек. Конечно, в зависимости от уровня образованности и семейных традиций эти фразы могут как отсутствовать, будучи заменены на ласковое прикосновение или грубое одёргивание, так и принимать другие более лояльные либо агрессивные формы выражений. В любом случае, суть остаётся та же — родители были недовольны тем, что мы их не слушаем.

Каково же было лично моё удивление, когда мои дети стали получать в свой адрес точно такие же упрёки. Что происходит? Неужели все дети абсолютно непослушные и нарочно игнорируют взрослых? После некоторых исследований оказалось, что детство наших деток не настолько обречено, как некогда мои “советские” детские годы.

Наша первая и самая основная ошибка, как родителей, то, что мы пытаемся общаться с детьми, как с маленькими взрослыми. Но мы совершенно не учитываем те законы восприятия, которые работают в “малышовом мире” и которые нам придётся соблюдать, если мы хотим быть услышанными собственными детьми.

Правило 1: Наличие зрительного контакта.

В силу возрастных особенностей ваш малыш может сосредоточиться не более, чем на одной задаче. Поэтому в те моменты, когда внимание малыша занято строительством тоннеля из стульев, поиском клада под кроватью или откровенным диалогом Барби с домашним питомцем — ваше недовольство не имеет смысла. Ведь малыш даже не думал о том, чтобы вас ослушаться — он просто “не слышит” вас, так как ещё не способен на это. Плюс ко всему, мамин голос где-то там высоко, а всё самое важное и интересное происходит здесь, внизу.

Хотите быть услышанными: переключите на себя внимание ребёнка. Вы можете присесть на корточки, стать на четвереньки либо просто сесть на пол рядом с малышом, чтобы оказаться с ним на одном уровне. Посмотрите в глаза карапузу, можете обратиться по имени и попросить посмотреть на вас. Если ребёнок старше трёх с половиной лет, то попросите, чтобы он повторил услышанное. Куда приятней выдавать задания самому себе.

Правило 2: Короткие, простые задания.

Вспомните, как часто ребёнок вернувшись с прогулки или из сада получает задание: “Снимай обувь, раздевайся, мой руки и ужинать”. Казалось бы, что может быть проще. Но для крохи до 4 лет это весьма непростой алгоритм. Просьбы состоящие сразу из нескольких, более простых, как правило, стопорят малыша на том месте, где были получены либо на следующем этапе. И ребёнок вовсе не “решил подействовать вам на нервы” — просто запомнить такую последовательность ему ещё не под силу.

Хотите быть услышанными: попробуйте делить сложные задания на несколько простых и выдавайте одно за другим, строго по мере выполнения предыдущего.

Правило 3: Однозначные просьбы.

Нередко мы раздражаемся из-за того, что вопросы вроде: “И долго ты ещё будешь прыгать по лужам?” или “Тебе что нравится ходить в грязной одежде?” либо игнорируются детьми, либо находят ответ в устах самых “ответственных” деток. После чего следует продолжение тех действий, которые, по нашему мнению, должны были прекратиться. Однако, следует помнить, что ребёнок всё понимает буквально и тому, что в подобные вопросы мама вкладывает руководство к действию, малышу ещё только предстоит научиться.

Хотите быть услышанными: стройте просьбы таким образом, чтоб они звучали однозначно.

Правило 4: Краткость.

Ситуации, когда “накипевшее” у родителя выплёскивается несколькоминутной речью, трудно назвать негативной. Нет ничего плохого в том, что отец или мать переживает, наблюдая за опасным поведением чада, и хочет его прекратить. Однако, длительные нотации только путают ребёнка и он, в конечном итоге, вообще забывает о чём шла речь.

Хотите быть услышанными: прекратите напоминать малышу о прошлых ошибках и, тем более, не следует пугать тем, что может случиться. “Ты что, забыл как месяц назад лазал по деревьям и упал. Вот долазаешься, что снова поцарапаешь все руки-ноги. Ещё, не дай Бог, ехать в больницу, что-нибудь зашивать, придётся.” Да, так беспокоились о нас наши родители и мы невольно перенимаем то, что когда-то, вроде как, действовало на нас. Мы же остались целы и вон какие повырастали. Но нам нужно учитывать ныне известную детскую особенность — дети живут “здесь и сейчас”, поэтому все попытки оказать на него влияние долгими тирадами — мягко говоря, бессмысленны. Лучшее, что можно сказать: “Лазать по деревьям нельзя, это опасно!” После чего ситуация может быть переведена в шутку, либо внимание ребёнка переключено на более безопасные занятия. Можете, например, предложить какие-нибудь соревнования или эстафету.

Правило 5: Не кричите.

Попробуйте вспомнить свои ощущения, когда кто-то значимый кричит на вас или хотя бы переходит в разговоре на повышенные тона. Наверняка, возникает ощущение потерянности, тревоги, страха, кажется, что становитесь глупее, хочется закрыться и любым способом прекратить это.

Не кричите на ребёнка (фото)

А как чувствует себя ваш ребёнок, если вы вдруг прикрикнете на него? Он, конечно же, извинится, уверит вас в том, что всё вами сказанное было услышано и понято. Но так ли это на самом деле? Предотвращение наказания было основной целью в этот момент. А негативное влияние страха и тревоги на способность мыслить сделали пропасть между вами и малышом ещё шире.

Хотите быть услышанными: будьте спокойны и последовательны. Когда карапузу станет ясно, что выпрашивать лишние часы сидения у телевизора или за компьютером — бесполезно, он прекратит игнорировать ваши просьбы выключить мультфильмы или “игрушки”.

Правило 6: Дайте ребёнку время.

Наши детишки, как утверждает американский педагог Мэри Бадд Роу, способны воспринимать сказанное немного медленнее взрослых. В виду того, что способность усилием воли переключиться с того, что интересно на то, что необходимо у ребёнка окончательно формируется только к шести-семи годам, — сию секунду реагировать на ваши замечания, малыш младше семи просто-напросто не умеет.

Хотите быть услышанными: оставляйте ребёнку запас времени на то, чтобы услышать вас и отреагировать. Не можете увести с детской площадки, увлёкшееся игрой, чадо — попробуйте договориться, сколько раз малышу можно скатиться с горки, прежде чем вы отправитесь домой.

Правило 7: Не превращайтесь в “граммофон”.

Метод “заезженной пластинки”, когда вам приходится постоянно, монотонно напоминать о каждом необходимом действии, в конце концов, плох и для вас и для малыша. Ребёнок абсолютно не учится самостоятельности, начинает считать, что всё, что мама не напомнила — делать не нужно. Вы же, даже имея ангельское терпение, “проигрывая одну и ту же пластинку” десятки и сотни раз, изо дня в день, — истощаетесь и устаёте. Однажды это может вылиться срывом и криком, что только навредит карапузу.

Хотите быть услышанными: используйте картинки-напоминалки, для того, чтобы освоить режимные, часто повторяющиеся моменты.

Возьмём, например, мытьё рук. Полутора-двухгодовалый карапуз уже сможет запомнить, что руки необходимо мыть: перед едой, после горшка и после прогулки. Если вы развесите в прихожей и ванной комнате весёлые рисунки на эти темы — малыш с удовольствием станет отмечать каждое мытьё рук палочкой или крестиком.

Правило 8: Просите без отрицаний.

Почему-то в общении родителей с детьми большую часть наставнических речей занимают просьбы-отрицания: “Не делай то!”, “Не делай это!”, “Не лезь…”, “Не трогай..” и так далее. Однако, частица “не” игнорируется детским восприятием и малявки с удовольствием воспринимают запреты родителей как предложения от которых невозможно отказаться.

Хотите быть услышанными: предлагайте не менее интересную, “утвердительную” альтернативу. “Давай сделаем так-то…”, “Сможешь сделать это так…”.

Правило 9: Не одёргивайте малыша.

Множество тревожных родителей стараются справиться со страхом за здоровье и безопасность малыша за счёт гиперопёки. Однако совсем скоро постоянные одёргивания и замечания, в уставшем от давления восприятии ребёнка, превращаются в обычный “фон”.

Хотите быть услышанными: прекратите одёргивать карапуза по поводу и без. Понаблюдайте в течение дня, прогулки, часа, сколько замечаний вы делаете малышу. Постарайтесь определить те, без которых можно было бы обойтись. Лучшее, что вы можете сделать в моменты активности чада — быть рядом. Можете влезть с ним на горку или сходить к ближайшему кустарнику, чтобы посмотреть, что там лежит. Ваш кроха как губка будет впитывать и перенимать то, как безопасно и осторожно ведёте себя вы.

Правило 10: Научитесь слышать ребёнка.

Ребёнок впитывает поведение родителей, как губка. И если вы, находясь с малышом на протяжении дня не можете уделить ему, безраздельно, хотя бы пары часов своего драгоценного внимания. Если между разговором с подругой по телефону и чтением нового выпуска модного журнала у вас совсем не остаётся времени на то, чтобы подурачиться со своим чадом. Он научится “выпрашивать” ваше внимание с помощью шалостей. И тогда вы точно не уговорите его прекратить шалить, ведь он ведёт борьбу за то, чего ему очень не хватает.

Хотите быть услышанными: старайтесь проводить с ребёнком не больше времени, а качественнее. Поверьте, если вы абсолютно погрузитесь в общение с малышом, сосредоточившись только на вашей с ним игре, — совсем скоро он почувствует, что вашего внимания ему на сегодня достаточно и ему захочется поиграть самому. А вы, таким образом, получите время и на себя и на общение с подругами.

Ребёнок не слушает родителей (фото)

Кстати, чтобы указывать ребёнку на его ошибки и не превратиться в “пилу”, вы легко можете наделить его полномочиями “старшего”.  В первой волне тех, кого ваш малыш чему-либо научит, пускай будут его любимые игрушки. Пусть малыш под вашим контролем раздаст солдатикам, роботам или куклам чёткие инструкции: как правильно переходить дорогу, как нужно пользоваться вилкой, как чистить зубы или когда нужно мыть руки. Затем, можно попросить малыша научить этому кого-то из младших друзей, братьев или сестёр.

И помните, что не только мы являемся учителями для своих детишек, но и они очень многому нас учат. Вспоминайте почаще свои собственные детские годы. В какие моменты общения с родителями вы чувствовали себя некомфортно? А теперь постарайтесь сделать так, чтоб вашим деткам не пришлось испытывать те же неудобства, что и вам.

Прочитано: 81 раз, 1 из них — сегодня.
Если вам понравилось, поделитесь с друзьями