Следом за переживаниями о начале упражнений для раннего развития, его методах и влиянии на ребёнка, приходят десятки вопросов на тему, как нужно правильно воспитывать ребёнка:

* проявлять снисхождение или воспитывать в строгости?

* стоит ли наказывать?

* строить товарищеские отношения или хранить родительский авторитет недосягаемым?

* прислушиваться ли к сердцу или к разуму?

Конечно, нет ничего плохого в том, что родители задаются подобными вопросами. Это говорит, скорее об их зрелости, чем о бестолковости. Однако, эти вопросы рождены опасениями родителей: “мы не умеем воспитывать”, “я всё делаю плохо”, “мы всё испортили и малыша теперь не исправишь”, что негативно сказывается на воспитании детей.

Не стоит воспринимать воспитание только как процесс направленного воздействия на малыша в моменты поучений или поощрений, замечаний, брани или наказаний. Гораздо большее влияние на ребёнка оказывает пример родительского поведения. Однако родители, зачастую, этого даже не осознают. Всего пара слов, автоматически сорвавшаяся с родительских уст, способна оставить в памяти и сердце ребёнка гораздо более глубокий след, чем несколько часов пустых, раздражающих поучений. Только вдумайтесь: что стоит вам мимоходом брошенное ласковое слово или понимающая улыбка и насколько ценными они могут оказаться для ребёнка.

Исследования учёных привели к следующим результатам: дети воспитанные в строгости, с применением адекватных наказаний, мало чем отличаются от детей, получивших более мягкое воспитание и не знавших абсолютно никаких физических наказаний. Из этого был сделан вывод, что воспитательное влияние семьи является чем-то большим нежели ряд банальных целенаправленных воспитательных действий.

Так что мы уносим в своей памяти из детства? Что остаётся в ней, когда мы становимся взрослыми и отдельные моменты детства сливаются в единую картину? Очевидно, что эта единая картина детства и есть то, что нас формировало: это особая, ощущаемая спинным мозгом, родная, домашняя атмосфера, это множество незначительных, но ежедневно повторяющихся событий, возможно, это страх, переживаемый маленькими нами из-за неясности некоторых событий. Именно “погода в доме”, атмосфера, которая может быть наполнена спокойствием и радостью либо страхом и напряжением, производит максимально глубокое воздействие на рост и развитие ребёнка, его становление и формирование как личности.

На сегодняшний день ясно, что эта самая “погода в доме” зависит, главным образом, от того, как общаются между собой члены семьи. Можно привести пример дружной семьи, в которой ни один из членов не остаётся в стороне, ничья активность и инициатива не подавляется. В ней царит тёплая эмоциональная атмосфера. Делиться мыслями и переживаниями здесь в порядке вещей. Противоречия разрешаются, а не прячутся подальше от глаз. Родители не оскорбляют друг друга, не подрывают авторитет и не очерняют в глазах ребёнка. Немаловажной особенностью является традиция правдиво делиться с родными своими переживаниями вне семьи. Эта семья — мир, отражающий всю жизнь, мирок, в котором трудности преодолеваются держась за руки.

И хотя семейный климат, под влиянием трудностей и радостей, взросления детей и ослабевания родителей, меняется то в солнечную, то в пасмурную сторону, мы можем быть уверенны в существовании в каждой семье своего, характерного только для неё, климата. Считается, что именно он и имеет максимальное воздействие на все виды развития любого ребёнка.

Прочитано: 42 раз, 1 из них — сегодня.
Если вам понравилось, поделитесь с друзьями