В последнее время довольно часто упоминается педагогическая система Марии Монтессори. Многие её хвалят и восхищаются ею. Кто-то пытается просто заработать, не имея ни малейшего представления о самой сути системы, равно, как и большая часть родителей, следующих за модным трендом, вверяя своих чад в руки, порой, не самых добросовестных педагогов.
Для того, чтобы иметь более или менее ясное понимание того, что же из себя представляет методика Марии Монтессори, предлагаем: ознакомиться с основными принципами системы, способами их реализации в стенах Монтессори-школы или в домашних условиях, а также с тем, каких результатов вы достигаете, соблюдая изложенные принципы.
Первый и основной принцип методики Монтессори — свобода выбора.
В соответствии с этим принципом, необходимо предоставлять ребёнку возможность самому выбирать вид деятельности.
В результате получения свободы выбора, ребёнок:
+ становится более инициативным,
+ учится выбирать,
+ учится прислушиваться к своим ощущениям и желаниям,
+ формирует ответственность.
Вторым, не менее важным, принципом системы Марии Монтессори является создание специальной Монтессори среды. То есть, в наличии обязательно должен быть полный комплект дидактических материалов Монтессори, соответствующий потребностям актуальной возрастной категории детей.
Материалы должны соответствовать следующим требованиям:
+ дети имеют к ним свободный доступ,
+ в построении материалов выдержана чёткая логика,
+ все условия комплектации Монтессори-среды соблюдены.
В результате абсолютной комплектации Монтессори-среды:
+ логика построения разных дидактических зон становится взаимопроникающей и способствует более эффективной работе ребёнка во всех направлениях,
+ разные направления психической деятельности ребёнка получают всестороннее развитие,
+ освоение заложенных в материалах задач происходит с максимальной эффективностью.
Данный принцип предусматривает то, что материалы Монтессори содержат систему контроля ошибок, благодаря которой ребёнок может самостоятельно обнаружить ошибку в выполняемом задании и, без помощи взрослого, исправить её.
Такой разумный контроль ошибок в системе Монтессори:
+ формирует у ребёнка адекватную самооценку,
+ развивает инициативность малыша,
+ создаёт максимально благополучные условия для развития поисковой активности чада,
+ вырабатывает навыки самоконтроля,
+ способствует развитию способности к анализу (способность найти и исправить ошибку),
+ позволяет ребёнку выполнять упражнения не ради оценки и не во избежание порицания, а лишь потому, что ему это нравится.
Педагог Монтессори — это не просто взрослый, приглядывающий за детьми, воспитатель, указывающий малышам, что и как нужно делать, учитель, навязывающий устоявшуюся картину мира. Это высококлассный педагог, которым пройдена специальная подготовка по системе Монтессори.
К основным принципам системы Монтессори относится не только владение информацией о материалах Монтессори, но и умение показать ребёнку, как ими пользоваться. Суть принципа в том, что все до единого материалы Монтессори-среды имеют чёткий способ показа ребёнку, так называемую презентацию. И совершенное владение этими презентациями является обязательным для Монтессори педагога.
Наличие специально подготовленного Монтессори педагога поможет вашему ребёнку:
+ максимально быстро и эффективно освоить задачи материала,
+ поэтапно, в удобном ребёнку темпе, освоить навык,
+ развивать концентрацию внимания и точность восприятия,
+ вырабатывать умение работать по образцу,
+ тренировать память,
+ развивать логическое мышление (ведь ни одно следующее действие не может быть совершено без предыдущего).
При первом мимолётном взгляде, может показаться что теория Монтессори основана на невмешательстве взрослого в деятельность ребёнка и вседозволенность в рамках обустроенной Монтессори-среды. Однако и в Монтессори-среде есть свои, обязательные для выполнения, правила. Эти Монтессори правила и являются одним из немногих основополагающих принципов теории Монтессори.
+ Правило ограничения свободы можно, пожалуй, озвучить первым: свобода одного ребёнка заканчивается там, где начинается свобода другого ребёнка. Вполне разумное правило и для жизни во взрослом обществе, но взрослые часто забывают об этом правиле. Потому крайне важным является осознание ребёнком этого правила как можно раньше.
+ Правило работы на ковриках.
+ Правило: убери за собой.
+ Правило тишины: всякий, кто попадает в Монтессори-среду — будь то ребёнок, педагог или заинтересованный родитель, должен передвигаться по комнате тихо, чтобы не мешать работе деток с Монтессори-материалами.
Ребёнок:
+ приучается к порядку и его поддержанию,
+ учится самостоятельно организовывать своё рабочее место,
+ развивает видение наиболее рационального использования пространства,
+ приучается к ответственности за свой выбор,
+ вырабатывает внутреннюю необходимость в завершении начатого действия (незаконченное дело доставляет дискомфорт),
+ учится уважать права других,
+ развивает социально-адаптивные навыки.
Монтессори-правила и их соблюдение самым лучшим образом влияют на развитие адаптивных навыков ребёнка (принятие правил общества) и внутренней дисциплины.